Отчет о проведении мониторингового исследования «Эффективность изучения ОРКСЭ»

В 2012-2013 учебном году все Российские школы начали изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Этот курс состоит из шести модулей:

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы мировых религиозных культур
  6. Основы светской этики

Цель комплексного учебного курса – формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважение к ним.
Заложенные в Российской культуре  высокая духовность и нравственность помогают решать основную образовательную задачу новых ФГОС: воспитание гражданина, знающего свои корни, любящего свое Отечество, свой родной язык, умеющего руководствоваться в жизни высокими духовными идеалами.      
В течение 2013 года центром духовно-нравственного образования СИПКРО проводилось мониторинговое исследование на базе государственных и муниципальных образовательных учреждений Самарского региона по теме «Эффективность изучения ОРКСЭ».
Цель исследования состояла в диагностике исходных личностных характеристик учащихся и их динамики, происходящей в рамках преподавания нового для образовательного процесса модульного курса ОРКСЭ.
Объект исследования: учащиеся 4-5 классов образовательных учреждений.
Предмет исследования: сформированность духовно-нравственных качеств личности учащихся по трем направлениям: духовно-религиозное, нравственно-этическое, отношение к семейным ценностям.
Гипотеза исследования: введения модульного курса ОРКСЭ в образовательный процесс как обязательного для изучения в образовательных учреждениях позитивно скажется на формировании духовно-нравственных качеств личности и позволит наблюдать положительную динамику личностного развития младших подростков.
    В раках мониторингового исследования было проведено два контрольных измерения, в которых приняли участие учащиеся 4-5 классов территориальных округов: Западный, Кинельский, Поволжский, Северный, Северо-восточный,  г.о.Тольятти, Центральный, Юго-западный. Всего было опрошено шесть тысяч респондентов.
С целью диагностики личностных качеств учащихся отделом катехизации Самарской епархии была разработана анкета, включающая в себя следующие методики:
1. Методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям», (разработана лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ).
Цель методики: выявление отношения к жизненным ценностям духовно-нравственной или гедонистической направленности.
2. Методика «Личностный рост» (авторы Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова).
Цель методики: выявление характера отношений к людям, природе, Родине, труду, тесному и духовному «я» и т.д. в виде устойчиво-позитивного, ситуативно-позитивного, ситуативно-негативного отношения.
3.    Анкета «Дети о религии».
Цель методики: выявление представлений у детей о духовно-религиозной сфере жизни.
4.    Методика «Размышляем о жизненном опыте» (автор Н.Е. Щуркова).
Цель методики: выявление сформированности нравственных представлений и нравственной направленности личности (в виде нравственной, эгоистической, маргинальной).
5. Методика «Друг-советчик-1» (авторы Е. К. Веселова, С. А. Черняева) (ДС-1) модификация для детей и подростков.
Цель методики: выявление степени развития нравственных качеств личности учащихся в виде индекса нравственности и степени моральной неустойчивости.
6. Методика «Шкала эмоционального отклика» (авторыА. Меграбян и Н. Эпштейн).
Цель методики: диагностика уровня выраженности эмпатии как показателя нравственного развития личности учащихся.
7. Методика для изучения результатов развития личности учащегося (пословицы) (автор С.М. Петрова).
Цель методики: диагностика личностной направленности учащихся в рамках дихотомии позитивное-негативное нравственное развитие личности.
8. Методика «Незаконченные предложения», модификация.
Цель методики: изучение взглядов и установок личности по основным вопросам семейной жизни.
9. Анкетирование.
Цель анкетирования: изучение взглядов и установок учащихся по основным вопросам семейной жизни.
Анализ полученных результатов анкет  будет представлен на семинаре для тренеров-преподавателей ОРКСЭ. На основе данных полученных при обработке анкет можно определить уровень личностного развития каждого ученика и понаблюдать его в динамике. Можно определить траекторию коррекционной деятельности для каждого учащегося.
Итоги исследования были обработаны по категориям: до изучения ОРКСЭ (осенью) и после изучения (весной).
Результаты весеннего исследования в 4 классах территориальных округов Кинельский, Поволжский,  Северо-восточный, Центральный прилагаются:
таблица после изучения ОРКСЭ сводная,
• таблица после изучения ОРКСЭ отдельно по округам Кинельский, ПоволжскийСеверо-восточный, Центральный,
• таблица до изучения ОРКСЭ отдельно по округам Поволжский, Западный.

 Наши партнёры 

logo partner_apkro  metida logo logo partner_ekzamen logo partner_spektr logo partner_prosveshinie legion logo vumcor